ПРИНЯТО:
на Педагогическом совете
Протокол №1 от 30.08.2021 г.
УТВЕРЖДЕНО:
Приказом заведующего
МБДОУ «Детский сад № 9 «Белоснежка»
№ 33-ОД от «27» августа 2021 г.
Программа развития
МБДОУ «Детский сад № 9 «Белоснежка»
на 2021-2025 годы
Оглавление:
Пояснительная записка…………………………………………………………..
Паспорт программы развития……………………………………………………
Информационная справка о ДОУ………………………………………………..
Концепция Программы развития……………………………………………….
Основные мероприятия по реализации Программы..………………………....
Ожидаемые результаты Программы…..…………………………………….....
Оценка результатов Программы..………………………………………………
Пояснительная записка
В настоящее время в системе образования России, в том числе и дошкольном образовании,
происходит множество перемен. Впервые дошкольное образование становится первой ступенью
системы образования, впервые утвержден ФГОС дошкольного образования. Реализуется новая
финансово-экономическая модель. Целевыми установками образовательной политики государства на
современном этапе стало осуществление комплекса мероприятий, направленных на повышение
качества образовательных услуг, рост профессиональной компетентности педагога.
Эффективное решение этих задач возможно только в учреждении, готовом работать в
инновационном режиме, конкурентоспособном на рынке образовательных услуг. В современной
системе дошкольного и школьного воспитания на начальном этапе непрерывного образования остро
обозначилась проблема кардинального изменения ее содержания, форм и методов организации.
Реальная ситуация характеризуется наличием большого числа программ идущих «сверху» и
инициативой «снизу», от педагогов чутко реагирующих на социальные запросы родителей и школы.
Такое положение вызвало тенденцию создания индивидуальных образовательных проектов
развития конкретных образовательных учреждений. Таким образом, актуальность и значимость
нового подхода к управлению образовательным учреждением состоит в необходимости их
сохранения, развития и удовлетворения социального заказа, исходя из сложившихся условий.
Осознание этого привело нас к необходимости создания программы развития ДОУ, представляющей
собой систему, направленную на видение перспективы развития детского сада, выбор конкретных
управленческих решений и обеспечение поэтапного достижения поставленных целей.
ФГОС ДО ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку, где происходит
сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника.
Ведущими видами детской деятельности являются: игровая, коммуникативная, двигательная,
познавательно-исследовательская, продуктивная. Приоритетной становится совместная детсковзрослая проектная деятельность.
При разработке Программы развития учитывалось актуальное состояние и резервные
возможности образовательного учреждения, специфика региональных традиций образования,
потребности родителей воспитанников, профессиональный уровень педагогов. Наличие данной
программы обеспечивает системность и преемственность в реализации воспитательных и
образовательных задач, помогает исключить дублирование в работе учреждения, фокусировать
внимание на актуальных проблемах педагогической деятельности, более эффективно реализовывать
требования ФГОС ДО.
В данной программе выделены основные направления работы коллектива на 3 года, учтено
внедрение инновационных форм работы с детьми и родителями, переориентация педагогического
коллектива на современные образовательные технологии в условиях развития ДОУ.
Программа развития была спроектирована исходя из конкретного анализа исходного
состояния детского сада, территориальной специфики (возможности внешнего окружения детского
сада), потребностей родителей воспитанников.
Паспорт Программы развития:
Наименование
Программа развития муниципального бюджетного дошкольного
Программы
образовательного учреждения «Детский сад №9 «Белоснежка»
Основания для разработки
Федеральный Закон « Об образовании Российской
программы:
Федерации от 29.12.2012.№ 273.
Федеральные государственные образовательные стандарты
основной общеобразовательной программы дошкольного
образования и условий ее реализации.
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы дошкольных
образовательных организаций
Назначение программы:
Программа развития предназначена для определения
перспективных направлений развития образовательного
учреждения на основе анализа работы ДОУ за предыдущий
период.
В ней отражены тенденции изменений, охарактеризованы
главные направления обновления содержания образования и
организации
воспитания,
управление
дошкольным
учреждением на основе инновационных процессов.
Проблема:
Развитие дошкольного образовательного учреждения в
условиях
реализации
новой
государственной
образовательной политики, становление открытой, гибкой и
доступной системы образования.
Объективное ухудшение здоровья поступающих в детский
сад детей, отрицательно сказывается на получении ими
качественного образования Недостаточная готовность и
включенность
родителей
в
управление
качеством
образования детей через общественно-государственные
формы управления.
Необходимость интенсификации педагогического труда,
повышение его качества и результативности педагогов к
применению современных образовательных технологий.
Необходимость
расширения сферы
дополнительных
образовательных услуг.
Автор программы
Заведующий ДОУ и педагогический коллектив
Основные исполнители
Коллектив ДОУ
программы
Сроки
реализации Программа реализуется в период 2021-2025 гг.
программы
Цель:
Продолжение работы в соответствии с ФГОС, создание
благоприятных условий для полноценного проживания ребенком
дошкольного детства, формирования основ базовой культуры
Задачи:
Ожидаемые результаты:
Финансовое обеспечение
программы
личности, всестороннее развитие психических и физических
качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными
особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном
обществе.
1. Организовать психолого – педагогическое сопровождение
воспитанников в условиях реализации Образовательной
программы:
построение образовательной деятельности на основе
современных образовательных технологий, обеспечивающих
сотворчество взрослых и детей, ориентированного на интересы
и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную
ситуацию его развития;
создание образовательных проектов совместно с родителями
воспитанников детского сада, направленных на повышение
педагогической компетентности родителей и решение
вопросов образования и охраны здоровья детей;
проектирование и внедрение в деятельность индивидуальных
маршрутов развития детской одаренности.
2. Обеспечить развитие кадрового потенциала в процессе
внедрения ФГОС ДО через использование активных форм
методической работы: обучающие семинары, мастер-классы,
открытие
просмотры;
создание
банка
данных
инновационных идей педагогов через ведение персональных
сайтов и блогов.
3. Совершенствовать
работу по охране и укреплению
здоровья
воспитанников
посредством
обеспечения
индивидуального подхода и организации совместной
деятельности с семьей по здоровьесбережению
4. Повышать качество образования путем внедрения в
практику
работы
новой
модели
воспитательнообразовательной работы и системы планирования в
соответствии с Законом РФ «Об образовании» и ФГОС.
5. Повышение
эффективности коррекционной
работы.
Оказание своевременной и адекватной потребностям
ребенка помощи.
совершенствование управленческой системы;
рост профессиональной культуры педагогов, повышение
компетентности в области применения ИКТ;
улучшение материально-технического обеспечения для
реализации программы дошкольного образования;
сформированность ключевых компетенций дошкольников, в
соответствии с целевыми ориентирами ФГОС;
доступность системы дополнительного образования;
расширение
образовательного
пространства
через
сотрудничество с социокультурными учреждениями города.
эффективное использование бюджетных и внебюджетных
средств;
приносящая доход деятельность.
Основные идеи Программы.
Детство – страна удивительная. В ней все возможно, все позволено. В этой стране каждый
может преодолеть все невзгоды и неприятности, сделать мир вокруг ослепительно красочным, ярким
и интересным. Для этого достаточно всего лишь быть ребенком, воображение и творчество которого
могут создавать чудеса.
Однако, будут ли эти способности, данные человеку с рождения, развиваться или, наоборот,
угасать, зависит от того, как растить ребенка. Именно в детстве человек обладает наибольшей
восприимчивостью и открытостью, именно в детстве нельзя упустить ни одно мгновенье, ни один
миг. В Детство пускают не каждого, и не каждый может в этой стране жить. Нам посчастливилось
быть принятыми в стране Детства. Нам, это коллективу нового детского сада № 9 «Белоснежка»,
педагогам, детям, родителям. Мы живем в хорошем детском саду.
Хороший детский сад – это не результат, а состояние, и это состояние – общее дело.
В хорошем детском саду:
Существует гармония «я» и «мы».
Культивируется высочайшее уважение всех ко всем, что выражается в общей радости за успех
каждого, в упорной работе по созданию и поддержке традиций.
Обязательно есть всеобщая увлекательная идея, постоянная готовность каждого (взрослого,
ребенка) к восприятию нового, полезного, значимого.
Терпеливо и постоянно создаются условия для творчества, здесь все время ищут способы
вытянуть сокровенные, таинственные достоинства каждого и развить их.
Доброе сострадательное, уважительное отношение к своей малой родине, к своему дому, к
родителям, к педагогам, к детям.
Нет авторитаризма и слепой веры, есть авторитет и доверие.
Господствуют культ интеллекта и интеллигентности, дух просвещения, исследования,
устойчивая система лично определенных и общественно значимых ценностей.
Информационная справка о МБДОУ № 9 «Белоснежка»
Общие сведения о ДОУ:
Полное наименование: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 9 «Белоснежка» с приоритетным осуществлением деятельности по познавательноречевому развитию»
Сокращенное наименование: МБДОУ «Детский сад №9 «Белоснежка»
Фактический (юридический) адрес: 624205, Свердловская область, г. Лесной, ул. Кирова, дом 33
Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 15637 от 19.03. 2012г.
Режим работы: Пятидневная рабочая неделя с пребыванием детей с 7.00 до19.00 часов.
Учреждение открыто в 2001 году, рассчитано на 80 воспитанников.
Состав кадров ДОУ:
Высшее
Среднее специальное
Высшая
1 категория
Соответствие
До 3-х лет
3-5 лет
5-10 лет
Свыше 10 лет
По образованию
Воспитатели
Специалисты
2
4
6
0
Квалификационные категории
2
4
6
0
По стажу работы
2
3
3
4
Всего
6
6
6
6
2
3
7
Концепция программы развития
Дошкольный возраст в жизни ребѐнка отличается от других этапов развития тем, что в эти
годы закладываются основы общего развития личности, формируются психические и личностные
качества ребѐнка, ценностное отношение ребѐнка к окружающей действительности (природе,
продуктам деятельности человека, к самому себе), формируются средства и способы познания мира,
культура чувств. Важной задачей является усиление воспитательного потенциала дошкольного
учреждения, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения
каждого воспитанника. Создание условий, отбор форм и средств для максимальной реализации
развития качеств и возможностей ребѐнка, что является актуальной задачей современной педагогики
и психологии.
Программа составлена на основе анализа имеющихся условий, ресурсного обеспечения с
учетом прогноза о перспективах их изменений и требований федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования. Исходя из всего вышесказанного, основной
целью Программы развития является определение перспективных направлений развития ДОУ в
соответствии с меняющимися запросами населения, а также повышение качества образования через
внедрение современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий в
контексте с требованиями ФГОС ДО.
Инновационный характер Программы развития реализуется через внедрение современных
педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных, обеспечение
личностно–ориентированной модели организации педагогического процесса в условиях требований
ФГОС ДО, позволяющей ребѐнку успешно адаптироваться и реализовать себя в социуме, развивать
его социальные компетенции в условиях интеграции усилий семьи и детского сада.
Ценность качества образовательной деятельности напрямую связано с ценностью ребѐнка.
Стремление построить образовательный процесс в соответствии с индивидуальными потребностями
и возможностями ребѐнка означает с одной стороны – бережное отношение к ребѐнку (его здоровью,
его интересам, его возможностям). С другой стороны - профессиональное создание оптимальных
условий для его развития в образовательном процессе, и в системе дополнительного образования в
соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Исходя из всего вышесказанного, основными задачами Программы развития являются:
• Повышение качества образования в ДОУ через внедрение современных педагогических
технологий, в том числе информационно-коммуникационных;
• Создание условия для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов;
• Разработка системы мотивационных мероприятий, направленных на вовлечение педагогов в
инновационную деятельность;
• Обеспечение организационное, научно-методическое, консультационное и экспертное
сопровождение разработки нового содержания образования в соответствии с основными
направлениями модернизации российского образования;
• Обеспечение обновление предметно-развивающей среды ДОУ, способствующей реализации
нового содержания дошкольного образования и достижению новых образовательных результатов;
• Совершенствование системы здоровьесберегающей деятельности учреждения, с учетом
индивидуальных особенностей дошкольников;
• Развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка через расширение сети
дополнительного образования;
Основными направлениями деятельности в рамках Программы развития:
1. Совершенствование структуры управления ДОУ. 2. Повышение качества образовательной
деятельности ДОУ в соответствии с ФГОС ДО. 3. Повышение компетентности педагогов ДОУ. 4.
Программно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
ДОУ, обогащение предметно-развивающей среды ДОУ. 5. Совершенствование системы
здоровьесберегающих технологий в ДОУ. 6. Построение системы социального партнерства МКДОУ
Орловский детский сад.
Основные мероприятия по реализации программы
Работа с кадрами.
Цель:
Повышение квалификации, профессиональной компетентности и мастерства
педагогов ДОУ, как условия личностно-ориентированного образования и воспитания,
предпосылки для организации инновационной деятельности.
Задачи:
1. Создание условий для обеспечения роста профессиональной компетентности педагогов, их
теоретической подготовки, роста профессионального мастерства.
2. Совершенствование системы самообразовательной работы педагогов ДОУ, как условия
повышения качества воспитательно-образовательного процесса.
3. Развитие у педагогов интереса к инновационной деятельности.
4. Повышение качества управленческой деятельности и координации взаимодействия
педагогов ДОУ в ходе воспитательно-образовательного процесса.
Как положительное, необходимо отметить достаточно высокий творческий потенциал
педагогов, восприимчивость к новому, готовность использовать в работе с детьми
методические новинки, развивающие методы и приемы.
В общении с детьми у педагогов ДОУ преобладает личностно-ориентированный подход,
учет индивидуальных психо-физических особенностей ребенка, эмоциональная стабильность,
целеустремленность, умение объективно оценивать успехи детей.
Педагогам ДОУ свойственно стремление к самообразованию и самосовершенствованию
своего профессионального уровня. Их отличает доброжелательность, чуткость,
педагогический такт, хорошие организаторские способности.
Противоречия:
Между возросшими требованиями общества, родителей к уровню образованности и
воспитанности выпускника ДОУ и недостаточным уровнем профессиональной
компетентности педагогов.
Пути разрешения противоречий
(направления деятельности):
1. Организация системы самообразовательной работы педагогов (определение конкретных тем
самообразовательной работы на учебный год, творческие отчеты и т.п.).
2. Организация работы по аттестации педагогических кадров.
3. Повышение квалификации педагогических кадров через разнообразные формы
методической работы, дифференцированную адресную помощь педагогам, обеспечение
доступа к информации и научно-методической литературе.
4. Организация и координация сотрудничества и взаимодействия узких специалистов и
воспитателей по вопросам воспитания и обучения детей, взаимодействию с семьей.
5. Создание в ДОУ банка данных о современных развивающих технологиях, методиках,
разработках.
Развитие содержания дошкольного воспитания и образования
и его методическое обеспечение.
Цель: качественное обновление и обогащение содержания дошкольного
образования, организация инновационной деятельности в соответствии с целями ДОУ.
Задачи:
1. Развитие и обновление содержания образования, осуществление приоритетного
направления в деятельности ДОУ.
2. Обеспечение методического сопровождения воспитательно-образовательного процесса и
методическая поддержка педагогов по внедрению новых программ, организации
инновационной деятельности.
3. Осуществление работы по изучению передового педагогического опыта коллег, а так-же
по выявлению, обобщению и распространению опыта педагогов ДОУ.
4. Организация самообразовательной и углубленной работы педагогов ДОУ по различным
вопросам и направлениям воспитания и обучения детей.
5. Формирование системы дополнительных образовательных услуг ДОУ.
Противоречия:
1. Между возрастанием требований к воспитательно-образовательному процессу и
необходимостью совершенствования сложившейся системы методической работы в
ДОУ.
Пути разрешения противоречий
(основные направления):
1. Выполнение государственных стандартов.
2. Обновление содержания образования через внедрение новых программ, введение
дополнительных образовательных услуг.
3. Совершенствование методической службы ДОУ.
4. Организация самообразовательной и углубленной работы педагогов по различным
направлениям.
5. Изучение передового педагогического опыта коллег, а так же выявление,
бобщение и распространение опыта педагогов ДОУ.
6. Обогащение предметно-развивающей среды для реализации воспитательнообразовательных программ.
7. Изучение потребностей родителей в дополнительных образовательных услугах и
изыскание возможностей в оказании этих услуг.
Физкультурно-оздоровительная работа ДОУ.
Цель: осуществление комплексного подхода к сохранению и укреплению
психофизического здоровья детей, развитие физических качеств в соответствии с
возможностями и состоянием здоровья ребенка.
1.
2.
3.
4.
Задачи:
Развитие разнообразных форм физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.
Создание программы «Здоровье» ДОУ.
Совершенствование здоровьесберегающей среды ДОУ.
Ориентация на дифференцированный подход к детям по вопросам здоровья и физического
развития через работу с «Дневником роста, развития и успехов ребенка».
Противоречия:
1. Между необходимостью постоянного квалифицированного контроля за состоянием
здоровья детей, их физическим развитием и недостаточной системы медикопедагогического контроля в ДОУ.
2. Между необходимостью реализации в полном объеме задач охраны и укрепления
здоровья детей и необходимостью совершенствования уровня организации
здоровьесберегающего пространства.
3. Между уровнем психо-физического здоровья детей и стремлением родителей к
раннему интенсивному развитию ребенка без учета его физических и психических
возможностей.
Пути разрешения противоречий
(основные направления):
1.
2.
3.
4.
Создание программы «Здоровье» ДОУ.
Формирование системы медико-педагогического контроля.
Создание в ДОУ здоровье сберегающего пространства.
Организация тесного взаимодействия с семьей по вопросам здоровья и физического
развития детей
«Сотрудничество ДОУ и семьи».
Цель:
объединение усилий ДОУ и семьи в вопросах воспитания и развития детей,
повышение ответственности родителей за формирование личности ребенка.
Задачи:
1. Оказание дифференцированной помощи семье, придание работе с родителями
личностно-ориентированного характера.
2. Повышение компетентности родителей в вопросах психологии, воспитания и
образования детей.
3. Использование новых современных форм в работе с семьей.
4. Организация работы с родителями вновь поступающих в ДОУ детей.
5. Ознакомление родителей с нормативно-правовыми документами по вопросам
образования и защите прав детей.
Противоречия:
1. Между желанием родителей видеть своего ребенка образованным и воспитанным и
недопониманием своей роли в процессе воспитания, а так же перекладыванием
родительских обязанностей на ДОУ.
Пути разрешения противоречий
(основные направления):
1. Повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и образования
ребенка, применения законодательных актов по вопросам образования и защите
прав детей.
2. Использование педагогами ДОУ традиционных и новых приемов
дифференцированной адресной помощи семье.
3.Повышение ответственности родителей за воспитание и развитие ребенка.
1.
2.
3.
4.
Совершенствование управленческой деятельности.
Задачи:
Совершенствование взаимодействия руководителей ДОУ.
Отработка различных форм контрольно-аналитической деятельности руководителей ДОУ.
Организация самообразовательной работы руководителей ДОУ по вопросам
управленческой деятельности.
Организация сопровождения выполнения годового плана и Программы развития ДОУ.
Пути разрешения противоречий
(основные направления):
1. Совершенствование всех функций управления руководителями ДОУ.
2. Организация самообразовательной работы по вопросам управленческой деятельности.
3. Отработка циклограмм деятельности ДОУ (на всех уровнях).
Ожидаемые результаты Программы
1. Для воспитанников и родителей:
- каждому воспитаннику будут предоставлены условия для полноценного личностного
роста в условиях заданных ФГОС ДО;
- хорошее состояние здоровья детей будет способствовать повышению качества их
образования;
- каждой семье будет предоставлена консультативная помощь в воспитании и развитии
детей, право участия и контроля в образовательной деятельности ДОУ,
- качество сформированности ключевых компетенций детей будет способствовать
успешному обучению ребѐнка в школе;
- система дополнительного образования доступна и качественна.
2. Для педагогов:
- каждому педагогу будет предоставлена возможность для повышения
профессионального мастерства;
-квалификация педагогов позволит обеспечить сформированность ключевых
компетенций дошкольника;
- будет дальнейшее развитие условий для успешного освоения педагогических
технологий;
- поддержка инновационной деятельности.
3. Для ДОУ:
- будет актуализирована система управления качеством образования дошкольников в
соответствии с требованиями ФГОС ДО;
- органы государственного и общественного самоуправления учреждением
способствуют повышению качества образования детей и расширению внебюджетных
средств;
- развитие сотрудничества с другими социальными системами;
- налажены связи с научно–методическими объединениями;
- будут обновляться и развиваться материально–технические и медико–социальные
условия пребывания детей в учреждении в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
И СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ПРОГРАММЫ
Контроль по внедрению Программы организуется и проводится в определенной
последовательности с использованием алгоритма контроля:
Цель контроля - объект контроля- разработка плана контроля - сбор информации первичный анализ изученного – выработка рекомендаций - проверка исполнения
рекомендаций.
Изучение конечных результатов реализации Программы включает в себя несколько
этапов:
- Сбор информации с помощью воспитателей, родителей, воспитанников (в виде
анкетирования, тестирования - взрослые, в процессе наблюдений - воспитанники).
- Изучение документации.
- Обработка полученной информации.
- Обсуждение на педагогическом совете полученных данных, их анализ и интеграция.
- Утверждение на педагогическом совете направлений корректировки педагогического
процесса;
- Разработка рекомендаций. По каждому направлению Программы развития оценка
результатов будет осуществляться с учетом специфики направления. Механизм оценки
отдельного направления будет разработан в ходе реализации Программы. Информация о
реализации программы будет размещаться на сайте.