Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» содержание образования и условия организации обучения и
воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются
адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии
с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Общее образование
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в
организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным
основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются
специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
Согласно части 3 статьи 79 ФЗ № 273 под специальными условиями для
получения образования обучающимися с ОВЗ понимаются условия обучения,
воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя:
- использование специальных образовательных программ и методов обучения и
воспитания;
- использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических
материалов, специальных технических средств обучения коллективного и
индивидуального пользования;
- предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся
необходимую техническую помощь;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
- обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную
деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение
образовательных программ обучающимися с ОВЗ.
Необходимость создания образовательных условий для ребенка с ОВЗ
фиксируется в рекомендациях ПМПК в соответствии с приказом Минобрнауки России
от 20 сентября 2013 г. № 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической
комиссии".
Зачисление в образовательную организацию детей с ОВЗ осуществляется на
основании личного заявления родителя (законного представителя) ребенка и
заключения, и рекомендаций ПМПК.
Информация о специальных условиях
для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Вход
в здание |
Доступ в здание обеспечен с улицы Кирова
через калитку или ворота (по требованию). Вход в здание оборудован кнопкой
вызова персонала. Доступ в здание инвалидов и других маломобильных граждан
осуществляется с помощью персонала. |
Наличие
выделенных стоянок для автотранспортных средств инвалидов |
На территории учреждения парковки
транспортных средств нет. Имеется зона стоянки транспортных средств, на
которой допустима парковка лиц с ОВЗ. |
Наличие
адаптированных лифтов, поручней, расширенных дверных проёмов |
Данные приспособления невозможны в связи с планировкой
здания. |
Наличие
специально оборудованных санитарно-гигиенических помещений в организации. |
В ДОУ на 1 этаже оборудован отдельный туалет для
персонала и посетителей. |
Специально оборудованные учебные кабинеты
В помещении
детского сада на 1 этаже располагается кабинет для индивидуальных, подгрупповых
занятий с детьми (в том числе с ОВЗ), оснащенный необходимой мебелью, пособиями,
игровым материалом.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для развития воспитанников предусмотрены следующие помещения (в том числе для детей с ОВЗ):
-Музыкальный зал, выполняющий функции физкультурного зала
-Развивающий центр для дополнительных и индивидуальных занятий
-Групповые помещения
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В детском саду имеется библиотечный фонд (в том числе, приспособленный
для использования детьми -инвалидами и детьми с ОВЗ) по разным направлениям:
- Методическая
литература по областям образовательного процесса: физическое развитие, речевое
и познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие,
социально-коммуникативное развитие дошкольников.
- Литература
по дополнительным направлениям развития воспитанников.
- Детская
художественная литература по всем возрастам.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Спортивные сооружения учреждения (в том числе, приспособленные
для использования детьми - инвалидами и детьми с ОВЗ с сопровождением)
Спортивное
сооружение (наименование) |
Размеры (ширина х
длина) |
Состояние
(работоспособное, аварийное) |
Музыкальный
зал, выполняющий функции спортивного зала |
78,2 м2 |
Работоспособное |
Спортивная площадка МБДОУ «Детский сад №9
«Белоснежка» |
спортивная площадка для подвижных игр, размеры
17,25 х 9,90, покрытие – песок природный утрамбованный; спортивная площадка
для гимнастических упражнений, размеры 12,0 х 15,0, покрытие травяное |
Работоспособное |
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Развивающая
предметно-пространственная среда – часть образовательной
среды, представленная специально организованным пространством (помещениями ДОУ,
прилегающими и другими территориями, предназначенными для реализации
Программы), материалами, оборудованием, электронными образовательными ресурсами
(в том числе развивающими компьютерными играми) и средствами обучения и
воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья,
предоставляющими возможность учета особенностей и коррекции недостатков их
развития.
В
соответствии со Стандартом РППС обеспечивает и гарантирует:
- охрану и укрепление
физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей, в том
числе с учетом специфики информационной социализации и рисковИнтернет-ресурсов,
проявление уважения к их человеческому достоинству, чувствам и потребностям,
формирование и поддержку положительной самооценки, уверенности в собственных
возможностях и способностях, в том числе при взаимодействии детей друг с другом
и в коллективной работе;
- максимальную
реализацию образовательного потенциала пространства Организации, группы и
прилегающих территорий, приспособленных для реализации образовательной
программы, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей
дошкольного возраста в соответствии с потребностями каждого возрастного этапа,
охраны и укрепления их здоровья, возможностями учета особенностей и коррекции
недостатков их развития;
- построение
вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность
свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной
деятельности и общения как с детьми разного возраста, так и со взрослыми, а
также свободу в выражении своих чувств и мыслей;
- создание условий для
ежедневной трудовой деятельности и мотивации непрерывного самосовершенствования
и профессионального развития педагогических работников, а также содействие в
определении собственных целей, личных и профессиональных потребностей и
мотивов;
- открытость
дошкольного образования и вовлечение родителей (законных представителей)
непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их поддержки в деле
образования и воспитания детей, охране и укреплении их здоровья, а также
поддержки образовательных инициатив внутри семьи;
- построение
образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми,
ориентированного на уважение достоинства и личности, интересы и возможности
каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития и
соответствующие возрастные и индивидуальные особенности (недопустимость как
искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
- создание равных
условий, максимально способствующих реализации различных образовательных
программ в ДОУ, для детей, принадлежащих к разным национально-культурным,
религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющих различные (в том
числе ограниченные) возможности здоровья.
Имеющиеся в ДОУ средства
обучения:
-печатные
(учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный
материал и т.д.);
-электронные
образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа
мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы и т.п.);
-аудиовизуальные
(слайды);
-наглядные
плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
-демонстрационные
(гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные)
-спортивные
снаряды, мячи и т.п.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Вход
в здание |
Доступ в здание обеспечен с улицы Кирова
через калитку или ворота (по требованию). Вход в здание оборудован кнопкой
вызова персонала. Доступ в здание инвалидов и других маломобильных граждан
осуществляется с помощью персонала. |
Наличие
выделенных стоянок для автотранспортных средств инвалидов |
На территории учреждения парковки
транспортных средств нет. Имеется зона стоянки транспортных средств, на
которой допустима парковка лиц с ОВЗ. |
Наличие
адаптированных лифтов, поручней, расширенных дверных проёмов |
Данные приспособления невозможны в связи с планировкой
здания. |
Наличие
специально оборудованных санитарно-гигиенических помещений в организации. |
В ДОУ на 1 этаже оборудован отдельный туалет для
персонала и посетителей. |
Специальные условия охраны здоровья
В целях реализации задач по
охране жизни и здоровья детей и их полноценного физического и психического
развития, в детском саду разработан перспективный план, предусматривающий
лечебно-профилактическую и физкультурно-оздоровительную работу с детьми. Полноценное физическое развитие и оздоровление всех детей осуществляется
за счет:
1. Системы физкультурно-оздоровительной работы,
структурными элементами которой являются: здоровьесберегающее пространство
групп, гигиеническое воспитание детей, психологический комфорт, оптимальный
двигательный режим, лечебно-профилактическая работа, система закаливания,
взаимодействие с родителями.
2. Мониторинга здоровья и физического развития всех
воспитанников детского сада.
3. Использования современных оздоровительных методик и
технологий.
Примерная модель
двигательного режима МБДОУ
Формы организации |
Особенности организации |
|
1. |
Утренняя гимнастика |
Ежедневно на открытом воздухе или в физкультурном зале, длительность -
6-10 минут |
2. |
Двигательная разминка во время перерыва между занятиями |
Ежедневно в течение 7- 8 минут |
3. |
Динамические паузы во время НОД |
Ежедневно, в зависимости от вида и содержания занятий |
4. |
Подвижные игры и физические упражнения на прогулке |
Ежедневно с учетом уровней двигательной активности (ДА) детей,
длительность 12-15 минут. |
5. |
Индивидуальная работа по развитию движений на прогулке |
Ежедневно во время прогулки, длительность- 12- 15 мин |
6. |
Прогулки-походы в лес или парк |
1- 3 раза в квартал, во время, отведенное для физкультурного занятия,
организованных игр и упражнений |
7. |
Оздоровительный бег |
2 раза в неделю, подгруппами по 5- 7 человек во время утренней прогулки,
длительность - 3-7 мин. |
8. |
Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными
ваннами |
Ежедневно по мере пробуждения и подъема детей, длительность - не более 10
мин. |
9. |
НОД по физической культуре |
3 раза в неделю (в старшей и подготовительной гр., одно - на воздухе).
Длительность- 15- 30 минут. |
10. |
Самостоятельная двигательная деятельность |
Ежедневно, под руководством воспитателя, продолжительность зависит от
индивидуальных особенностей |
11. |
Физкультурно-спортивные праздники |
2-3 раза в год (последняя неделя квартала) |
12. |
Неделя здоровья |
1-2 раза в месяц на воздухе совместно со сверстниками одной - двух групп |
13. |
Физкультурный досуг |
2- 3 раза в год, внутри детского сада или совместно со сверстниками
соседнего учреждения |
14. |
Физкультурно-спортивные праздники |
1- 2 раза в год на воздухе или в зале, длительность не более 30 мин. |
15. |
Игры-соревнования между возрастными группами или со школьниками начальных
классов |
1 раз в год в спортивном клубе или в школе микрорайона, длительность - не
более 30 мин |
16. |
Спартакиады (губернаторские состязания) вне детского сада |
Участвуют дети с высоким уровнем физической подготовленности |
17. |
Совместная физкультурнооздоровительная работа детского сада и семьи |
По желанию родителей и детей не более 2 раза в неделю, длительность 25-
30 мин |
18. |
Физкультурные образовательная деятельность детей совместно с родителями в
дошкольном учреждении |
Определяется воспитателем по обоюдному желанию родителей, воспитателей и
детей |
19. |
Участие родителей в физкультурно-оздоровительных, массовых мероприятиях
детского сада |
Во время подготовки и проведения физкультурных досугов, праздников,
недели здоровья, туристических походов, посещения открытых занятий |
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Воспитанники МБДОУ «Детский
сад №9 «Белоснежка» не имеют доступ к сети Интернет.
Количество компьютеров в ДОУ, подключенных к сети Интернет, в том числе для учебно-вспомогательных целей – 7 шт.В том числе, приспособленные для использования инвалидами и людьми с ОВЗ с сопровождением – на 1 этаже.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Воспитанники МБДОУ «Детский
сад №9 «Белоснежка» не имеют доступ к сети Интернет.
Количество компьютеров в
ДОУ, подключенных к сети Интернет, в том числе для учебно-вспомогательных целей
– 7 шт.
В том числе,
приспособленные для использования инвалидами и людьми с ОВЗ с сопровождением –
на 1 этаже.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
В
развивающем центре имеется интерактивная доска. Музыкальный зал оборудован
проектором и настенно-потолочным экраном, портативной музыкальной
аудиосистемой.